"Интуиция почти никогда меня не подводит..." Ландшафтный дизайнер Людмила Бубаник о душевных проектах
беседовала
Майя Сандалова
Эстафета интервью переходит к Людмиле Бубаник. Мы побеседовали о работе с пространством, самообразовании и душевных проектах.
Как складывался Ваш путь в профессию? Насколько осознанным был выбор ВУЗа?
Долго и трудно. Все-таки считаю, что у меня всё началось еще в раннем детстве. Первые впечатления в 5 лет - Фонтан «Шутиха» в Петродворце, Изумрудная комната в Зимнем дворце, «Даная» Рембрандта - там же.
Каждое лето я проводила в деревне у бабушки. А бабушка - директор школы, расположенной, как и директорский домик, в дореволюционной дворянской усадьбе. Так что выросла я в «тёмных аллеях» из столетних лип (кстати, это бунинские места), «зелёных кабинетах» из калины гордовины, у пруда с ракитами и полуразрушенной церквушки в шикарном ожерелье из старой сирени.
Фото: Людмила Бубаник
Мечтала стать режиссёром документального кино, но. окунувшись в атмосферу телевидения, сбежала (почти в прямом смысле) в лес. Стояла почти в шаге от любимого дела, но провалила экзамены на биофак БГУ, и жизнь повернулась в другую сторону: закончила престижный тогда торговый институт и, лишь научившись зарабатывать деньги, поняла, что это - не для меня, и пошла доучиваться в МГУЛ. Я хотела быть дизайнером, но не ландшафтным. Остановила меня нелюбовь к закрытым пространствам. Так я оказалась «в поле» .
Куратор Людмила Свечникова рассказывает, почему каждому саду нужен план. Разбираем планировки участков на конкретных примерах, а не на пальцах и жестах:
— Что разместить на участке? — Сколько нужно дорожек на участке? — Как сделать сад удобным?
Эфир будет полезен всем, кто сейчас планирует благоустройство! Внутри пинок для вдохновения. Вы увидите свой участок по-новому.
Смотреть бесплатно
Потом был большой мир садов. Почти 10 лет я не отдыхала в общепринятом значении слова, а все мои путешествия - были по садам мира. Сейчас у всех есть возможность ознакомиться с лучшими объектами ландшафтной архитектуры, благодаря интернету. Но почувствовать пространство можно, только оказавшись внутри него. А ландшафтный дизайн - это в первую очередь организация пространства, органичное построение его объёмной структуры, и только потом - «травки и цветики».
«…ландшафтный дизайн — это организация пространства, органичное построение его объёмной структуры…»
Вспомните свой первый проект. Каким он был? Что бы вы в нём изменили сегодня?
В моем первом саду - «Темари», на плане я густо засадила окружающие сад террасы. Заказчик был против, и попросил посадить что-нибудь низенькое и хиленькое, как в горах. Прошло 15 лет, террасы заросли, как на моём плане, все довольны. В прошлом году я получила серебряный диплом МОЛА за этот сад в категории «Старый сад» , и ничего в нем менять бы не стала. Интуиция, которой я руководствуюсь при создании своих садов, почти никогда меня не подводит.
Фото: Михаил Щеглов
На данный момент, Вы свободный художник. Но ведь работа над объектами предполагает большой объём работ. Кто Вам помогает? Прибегаете ли вы к подрядным организациям, или же у Вас есть незаменимые люди?
К сожалению , я не успеваю вычерчивать свои проекты в компьютерных программах сама. Обычно у меня бывают помощники. В поле я работаю со своим партнёром по жизни и работе и небольшой обученной бригадой. Есть некоторая техника. Например, небольшой финский трактор. В основном все работы - геопластика, ДТС, дренажи, водоёмы, посадки, каменные работы и полив - мы делаем сами, кроме электричества и детских площадок, то есть работ, требующих сертификации.
Фото: Людмила Бубаник
С какими пространствами Вам работать интереснее?
Сады с нуля. Пустые, открытые и неровные пространства. Или те, которые можно сделать «неровными». Из того же детства я вынесла, что изрезанные пространства смотрятся интереснее ровных.
Фото: Людмила Бубаник
Какой проект из Вашей практики наиболее запоминающийся (любимый)? Почему?
Все они были рождены и выстраданы. Сад «Лабиринт» - пожалуй, самый душевный.
Фото: Людмила Бубаник
Можете ли дать характеристику собственному стилю? Выделить особенности и черты?
Сама я - нет, хотя фотографы говорят, что мои сады узнаваемы. Ко мне приклеился ярлык создателя «природных садов». Но это - скорее пожелания заказчиков получить такой сад. На примере презентабельной зоны сада «Источник», думаю, что и с минимализмом я бы справилась, но нет подходящего объекта.
Фото: Андрей Лысиков
Уделяете ли вы время для самообразования? На мастер-классы каких представителей профессии Вы бы с удовольствием пошли, если бы они организовывались?
Да, время уделяю, и очень много. Из дипломов уже можно многотомник создать. Всегда с удовольствием посещаю мастер-классы ведущих мировых дизайнеров. Из русскоговорящих училась у В. Нефедова, А. Коровянского, М. Крячко, Л. Белых, В. Колесника, В. Горяиновой, Н. Борисовой, А Сапелина, Т. Желтовской, Д. Калашникова и других.
Ценю лекции технического плана. Люблю послушать рассказы питомниководов о новых растениях, особенно И. Саватееву (питомник Саватеевых) и Т. Смирнову (питомник «Лесково»). И оригинальных лекторов, например, Марину Лацис с лекцией о сторителлинге.
Фото: Людмила Бубаник
Работа ландшафтного дизайнера, помимо творчества, предполагает общение с людьми. Легко ли Вы находите общий язык с клиентами? Часто ли идёте на уступки?
Да, многие потом становятся друзьями. На уступки, к сожалению, тоже иду. Чаще - в финансовых вопросах, реже - в творческих.
Фото: Михаил Щеглов
Где Вы черпаете силы и вдохновение?
Везде, даже в кино, обращаю внимание на окружающее пространство.
Фото: Людмила Бубаник
Если бы представилась возможность пройти путь сначала, что бы Вы изменили? Или какие советы дали бы самой себе?
Пришла бы в профессию раньше.
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы