ландшафтный дизайн

"Я думаю о людях, которые будут жить в моих садах..."
Ландшафтный дизайнер Марина Бойко о своём пути, настойчивости и путешествиях.

беседовала
Майя Сандалова
Мы продолжаем серию интервью с дизайнерами о творчестве и ландшафтном деле. Сегодня мы поговорили с Мариной Бойко, ландшафтным дизайнером из Москвы.
Расскажите, пожалуйста, о себе. Какой была Ваша дорога в мир ландшафтного дизайна?

Меня всегда тянуло к творчеству. Я помню, что ещё с детства постоянно что-то придумывала и мастерила. Переделке и украшению подлежало практически всё, что попадалось на глаза и под руку :)

Я окончила биолого-почвенный факультет Ростовского Государственного университета. Познавала себя во флористике, работала художником по керамике, и при университете также прошла первый на тот момент в Ростове курс по ландшафтному дизайну. Тогда само понятие «ландшафтный дизайн» как профессия было новым, особенно в регионах. Я поняла, что это то, чем я хочу заниматься.

На 4 курсе я пришла в ландшафтную компанию в Ростове, их на тот момент были единицы, но эта уже была с собственным питомником и двухэтажным офисом. Пришла и сказала: «возьмите меня работать ландшафным дизайнером», но мне ответили, что ландшафтные дизайнеры им не нужны. Я твёрдо решила, что не уйду, пока меня не возьмут, и меня взяли... пикировать рассаду, в надежде на то, что я поработаю пару дней и сбегу.

Так я и работала - полдня пикировала рассаду, потом ехала в цех по керамике, где продолжала работать художником, а вечером ещё и на учебу. Диплом я защищала уже на ландшафтную тематику, и была к тому моменту практикующим специалистом в той самой ландшафтной компании.
«…я считаю важным беседовать с заказчиками и образовывать их — это наш долг…»
Когда приступаете к работе над новым проектом, от чего отталкиваетесь?

Как это не банально, но в первую очередь - от желаний и самой личности заказчика, пытаюсь понять и прочувствовать людей и их предпочтения. Я называю это «Интуитивным дизайном», когда рождается то самое первое, едва уловимое ощущение, что нужно сделать, с чего начать, какая именно идея способна вдохнуть жизнь в проект.

Затем я разговариваю с заказчиками на тему, какой они видят жизнь в саду и своё участие в его жизни. Для меня очень важно начинать эту беседу ДО создания сада.

Сад — это не интерьер, который создали, и он уже остаётся неизменен, это живой организм, он растёт, меняется, ему важны профессиональный уход и забота. Ландшафт сразу после завершения, через 5 лет и через 10-15 лет значительно меняется, поэтому в нашей работе всегда нужно мыслить на перспективу.

Чтобы сад был таким, как его задумал дизайнер, нужно приложить усилия и после завершения работы. Для этого я узнаю, какими ресурсами обладает заказчик, чтобы поддерживать красоту созданного ландшафта, объясняю, насколько важно уделять внимание этому вопросу, что это залог успеха и здоровья сада в дальнейшем. Именно с таким настроем мы начинаем наше сотрудничество.

Вообще, я считаю важным беседовать с заказчиками и образовывать их - это наш долг. У нас нет культуры садоводства, еще не сформировался вкус, нет достаточного уважения к природе, нет понимания, что мы не властны ее изменить, и что нужно действовать по ее законам.
Фото: Марина Бойко
БЕСПЛАТНАЯ ЛЕКЦИЯ

Куратор Людмила Свечникова рассказывает, почему каждому саду нужен план. Разбираем планировки участков на конкретных примерах, а не на пальцах и жестах:

— Что разместить на участке?
— Сколько нужно дорожек на участке?
— Как сделать сад удобным?

Эфир будет полезен всем, кто сейчас планирует благоустройство! Внутри пинок для вдохновения. Вы увидите свой участок по-новому.
Опишите идеальный рабочий день.

Для меня самое ценное в нашей профессии то, что любой проект по-своему уникален, и каждый день работы над проектом не похож на другой.Поэтому можно сказать, что «идеален тот день, который не похож на предыдущий».

Мне нравится многозадачность, возможность сочетать разные навыки, когда в один день можно выполнять совершенно разную работу, проводить несколько встреч. Такая работа очень заряжает. И очень хорошо, что есть сезонность, потому что круглогодично такой ритм, который бывает в разгар сезона, выдержать достаточно сложно.
Сад «Lime & Light», фото: Марина Бойко
Среди Ваших работ есть наиболее любимые и запоминающиеся? Опишите, пожалуйста.

Самые удачными я считаю те сады, где заказчики смогли мне всецело довериться как профессионалу. И самые тёплые отзывы, и слова благодарности получаешь потом именно от таких людей. Например, сад «Lime & Light». Когда я впервые оказалась на участке, тёмная облицовка дома и обилие теней от деревьев произвели на меня несколько мрачное впечатление, и я приняла решение использовать «цвет как свет». Так появилась идея сада «Lime & Light», где лаймовые, лимонные оттенки массивов спиреи японской «Golden princess», дерена белого «Spaethii», цветущей манжетки и обилие белых соцветий гортензий словно подсвечивают сад. Важную роль в игре цвета играют комбинация и чередование фактур листвы, ритмические переходы от зеленых растений к растениям с окрашенной листвой, будто по всему саду играют солнечные лучи и рассыпаны ажурные тени.

Сад «Кружева» - один из моих любимых. Я особенно трепетно отношусь к местам со своей историей. Это уже готовый источник вдохновения. Участок перешел в наследство от прабабушки, там есть уже свой дух места, важно было его сохранить, но при этом создать что-то новое. За основу образа и планировки я взяла сохранившиеся сплетённые умелыми и тёплыми руками прабабушки старинные кружевные салфетки. Сам сад получился таким пышным, ажурным, загадочным, и при этом в нем есть какая-то лёгкость, свежесть, как то, что привносит в жизнь новое поколение.
Сад «Кружева», фото: Марина Бойко
Где Вы черпаете идеи и вдохновение?

Во всём вокруг. Это не обязательно должно быть связано с ландшафтом - любое искусство, литература, музыка расширяют кругозор, я стараюсь узнать, увидеть и прочувствовать как можно больше.

Конечно, важно изучать и анализировать работы других мастеров ландшафта, я называю это фактор «насмотренности». Путешествия - великолепный источник для любого вдохновения. Впечатления и воспоминания увиденного глубоко и надолго запечатлеваются в памяти, это тот источник, куда всегда можно обратиться за идеями.
Фото: Марина Бойко
Когда Вы посещаете новые места, помимо впечатлений, привозите потрясающе атмосферные фотографии и репортажи. Как Вы выбираете направление для путешествия? Заранее ли продумываете маршрут и обязательные места для посещения?

Путешествия — моя страсть. Маленькой девочкой любила наблюдать, как самолеты оставляют в небе белый след, и уносилась в мечтах вместе с ним далеко, на край света, в неизвестный для меня мир. Мне повезло встретить второго заядлого путешественника, моего мужа. Вместе с ним мы планируем маршруты.

Я по натуре очень подвижная, куда-то спешу, хочу все успеть, не могу ни минуты терять зря. При этом люблю, когда все имеет свой порядок, я должна знать, что будет завтра, живу по ежедневнику. Поэтому и путешествия всегда спланированные, насыщенные, точнее сказать очень интенсивные. Хочется как можно больше увидеть, почувствовать, прикоснуться, запомнить и оставить отпечаток впечатлений в душе, чтобы потом это применить в своей работе.

Ни минуты не теряем зря. Если поход в джунгли, то с ночевкой, если экскурсия, то до самой темноты, пока не выгонят, или подъемы глубокой ночью, чтобы успеть встретить невероятный рассвет. Наш рекорд, когда мы за месяц совершили 14 перелетов.

И конечно же в наших путешествиях мы стараемся посетить ландшафтные парки и сады, которые порой представляют интерес не только в масштабе страны: Сад Бурле Маркса в Бразилии, Тропический парк Marina Gardens в Сингапуре, Парки в Новой Зеландии, Южной Кореи и многие другие.
Фото: Марина Бойко
Есть ли мастера, за которыми Вы наблюдаете? У кого хотели бы перенять опыт?

Я слежу за работами многих талантливых мастеров с мировым именем: Ден Пирсон, Том Стюарт-Смит, Энтони Пол, Кристофер Бредли Холл, Лучано Джубилей, Энди Стеджен и многие другие. Регулярно посещаю семинары и мастер классы многих известных мастеров, которые приезжают к нам в Россию.

В общем, в нашей в профессии невозможно достигнуть той точки, когда можешь сказать: «теперь я знаю все». Профессия настолько ёмкая, охватывающая много сфер, динамичная, что можно учиться всю свою жизнь.
"...Если мы хотим, чтобы у нас в России были хорошие фестивали, нужно в них участвовать!"
Тема конкурсов в ландшафтной индустрии Вам близка? Как часто Вы принимаете в подобных мероприятиях участие? И какими целями руководствуетесь?

Я уже достаточно давно стала участвовать в выставках садов, начинала в Ростове-на-Дону, работая в компании «Юнамакс», потом в Москве в неделе Садов журнала «Мезонин» несколько раз в компании «Живые Акварели». Потом как-то интерес к выставкам угас.

После того, как я с командой Татьяны Гольцовой приняла участие в CHELSEA FLOWER SHOW – 2016, я поменяла к этому отношение. Меня вдохновили масштаб, профессионализм, высочайший уровень подготовки подобного мероприятия и участников. Считаю, чтобы у нас в России были качественные и хорошие фестивали, нужно в них участвовать. Сейчас появились и успешно проходят новые интересные ландшафтные фестивали, организаторский уровень которых значительно вырос, очень много замечательных и сильных выставочных садов.

Меня всегда захватывал процесс творения, создания чего-то материального и прекрасного из неосязаемого, из мысли, идеи. В конкурсных садах есть прекрасная возможность реализовать свои яркие и смелые идеи, возможность высказаться, поскольку ты единственный творец, тебе не нужно ориентироваться ни на чьи-то запросы. Творчество в чистом виде! Конечно, здорово, что воплощение идеи фестивального сада в жизнь достаточно быстрое, поскольку настоящие сады создаются годами.

Не так давно я приняла участие в Международном конкурсе проектов «Цветочный джем» и вышла в финал в двух номинациях. Предстоит к фестивалю реализовать большой и малый сады. Результат безусловно важен, но меня захватывает сам процесс творчества, азарт, интерес и удовольствие от дела, которым занимаюсь.
Фото: Марина Бойко
Каждый художник имеет свой уникальный почерк. На Ваш взгляд, в чём
Ваша особенность?

В первую очередь, я думаю о людях, которым жить в моих садах, мне важно, чтобы в них им было комфортно, и у них было ощущение «своего дома, своего пространства». Также я стараюсь заботиться о комфорте заказчика, проектируя малоуходные сады, либо не очень сложные в поддержании красоты. В моих садах практически невозможно встретить экзотические растения или ассортимент малой устойчивости. Люблю четкость планировки, всегда разделяю среды, думаю как ухаживать за насаждениями в будущем. Люблю ритм, порядок и при этом сочетать пышность с лаконизмом, работаю на контрасте.
Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?

Пожелаю каждому искать свой творческий путь. Мы настолько разные и уникальные, поэтому нужно слушать и слышать себя: «что я больше люблю, что у меня хорошо получается?». Доверять и верить себе, осознавать, принимать свои слабые стороны, работать с ними и учиться, много учиться, давать свободу своим талантам и способностям.
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы
Бесплатно:
8 уроков о том, как создать сад своими силами