Рисую. Копаю. Сажаю. Дизайнер Дима Ломать о своем пути в ландшафтное искусство
беседовала
Майя Сандалова
Расспросили ландшафтного дизайнера, ремесленника и художника — пейзажиста Ломать Дмитрия о том, с чего он начинал свой путь. Узнали, какие читает книги и какие советы может дать новичкам.
М: Скажите, Вы молоды и в тоже время так давно в этой отрасли, как так сложилось?
Раз мы молоды, будем на ты. У меня детство и юность проходили на Русском Севере, и мой дедушка егерь-лесник в тайге. Постоянные скитания между Минском и Русским Севером, возможность сравнивать и анализировать совершенно разные биоценозы, наверное и предопределили путь. Ну и я рано начал практиковаться, с 16 лет.
Сейчас трудно представить, но тогда еще не было интернета и понимания, где искать хорошие книги. Я учился придумывать велосипед, совершенно не подозревая о его существовании. Материалы и земля — это основа, но только тогда, когда мозг не зашлакован красочными фотками. Тогда ты не копируешь, а ищешь.
Когда мозг не зашлакован красочными фотками — ты не копируешь, а ищешь.
Куратор Людмила Свечникова рассказывает, почему каждому саду нужен план. Разбираем планировки участков на конкретных примерах, а не на пальцах и жестах:
— Что разместить на участке? — Сколько нужно дорожек на участке? — Как сделать сад удобным?
Эфир будет полезен всем, кто сейчас планирует благоустройство! Внутри пинок для вдохновения. Вы увидите свой участок по-новому.
Смотреть бесплатно
М: Расскажи про свой первый проект. Для кого он был?
Для Анны Чеславовны. Это интересная пенсионерка, которая приобрела дачу под Минском, и мы делали весь комплекс ландшафтных работ. Надо было создать из ничегошеньки — что-то… ограждения, дорожки, озеленение.
В тот период времени людей, которые продавали картинки под видом ландшафтных проектов, появилось очень много. А тех, кто мог на самом деле оказывать услуги — мало, соответственно к нам выстраивались сумасшедшие очереди. Тогда я получил бесценный опыт. В 17 лет я перекраивал десятки ландшафтных проектов и воплощал в жизнь реальные сады.
Фото: Дмитрий Ломать / ideas.by
М: В таком возрасте люди обычно не представляют, чего именно хотят, а у тебя бригада и очереди! Кто-то направлял тебя? Как люди доверялись столь юному дарованию?
Трудно понять, что именно толкало. Но сильное влияние оказали книги и их авторы. И, помню в классе 6−7, в местной библиотеке нарыл книгу про эпоху возрождения: Леонардо, Микеланджело, иллюстрации, графики… та книга на меня оказала огромное влияние.
М: А сейчас у тебя настольная книга какая? Та к которой возвращаешься перечитываешь…
Ой, их много… Баухаус и его учителя по отдельности. Эколог Арманд, Чернышев. О.В., архитекторы Райт и Корбюзье, Роден. Серия книг «то что помнится» Азгура и многое другое.
Фото: Дмитрий Ломать / ideas.by
М: Расскажи немного о своей команде. У тебя постоянный коллектив? Как ты находишь «своих людей»?
Вообще, эта тема очень интересная. Команда — это и сила, и в тоже время слабость. Строителей часто обвиняют в халатности и нежелании осуществить задуманный шедевр. При этом самому дизайнеру не очень хочется в жару и холод пропадать на участке, сталкиваясь с бесчисленным количеством вопросов.
В свое время я представлял себе идеальную команду, которая будет воплощать мои интересные задумки. Но жизнь показывает, что люди все разные и у них совершенно разные критерии работы.
Как бы ты их не стимулировал и не обучал — в итоге получается, что ты занимаешься не творчеством, а бесконечной бумажной волокитой, подбором персонала и финансовыми вопросами. В итоге приходишь к результату, который тебя совершенно не устраивает.
М: Какие советы ты бы дал тем, кто только начинает свой путь в ландшафтном дизайне?
1. Не спешить. 2. Не пытаться махом перепрыгнуть через весь лестничный марш, а целенаправленно изучать каждую ступень. 3. Работать с малыми объемами, вкладывая огромный смысл. 4. Не верить себе и своим глазам. Всегда можно лучше. 5. Не читать всякую дрянь, до всего доходить своей головой. 6. Приучить мозг во всем видеть композицию. Разбираться на автомате, почему цепляет или отталкивает. На первых этапах вообще не думать о ботанике и дендрологии. От целого к частному, от частного к целому. 7. Не расставаться с карандашом. Через пару лет вы забудете, что боялись рисовать.
Все, что важно знать, чтобы сохранить время, деньги и нервы